Закупочная деятельность РСПП

Управление закупочной деятельностью

При проведении закупок товаров, работ и услуг компании Группы РусГидро руководствуются требованиями законодательства Российской ФедерацииВ том числе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»., а также иными локальными нормативными документами (актами), регламентирующими закупочную деятельность Группы РусГидро, в том числе Единым Положением о закупке продукции для нужд компаний Группы РусГидро (далее — Положение о закупке продукции)Утверждено решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277 с учетом изменений от 24.06.2019 № 292, от 04.12.2019 № 300 и от 01.10.2020 № 316., в соответствии с которым:

  • Совет директоров Общества осуществляет общее руководство закупочной деятельностью, утверждает годовую комплексную программу закупок (далее — ГКПЗ) и отчет по ее исполнению;
  • Центральная закупочная комиссия (далее — ЦЗК) действует как коллегиальный орган и обеспечивает формирование и проведение единой политики закупок, осуществляет контроль и координацию закупочной деятельности. Председатель ЦЗК несет ответственность за организацию закупочной деятельности в Обществе. Для непосредственной организации и проведения закупочных процедур ЦЗК назначает постоянно действующие закупочные комиссии. Закупочные комиссии по полномочиям распределяются на комиссии первого и второго уровней, а также специально созданные закупочные комиссии.

Положением о закупке продукции определены следующие цели и принципы регламентации закупочной деятельности:

  • процедурная регламентация закупок применяется в целях своевременного и качественного обеспечения заказчика продукцией, а также экономного расходования денежных средств заказчика;
  • регламентация закупочной деятельности построена на разумном использовании специальных приемов для целенаправленного усиления действия рыночных законов в каждом случае закупки, а также предусматривает применение обязательных процедур, которые должны выполняться работниками, обеспечивающими проведение закупки. Данные процедуры предполагают:
    • тщательное планирование потребности в продукции;
    • анализ рынка;
    • информационную открытость закупки;
    • действия, направленные на достижение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам там, где такая конкуренция возможна, а где невозможна — обеспечение повышенного внутреннего контроля;
    • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
    • отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам;
    • эффективный для заказчика и справедливый выбор наиболее предпочтительных предложений при комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции);
    • контроль за исполнением договора и использованием приобретенной продукции.

Регламентация закупочной деятельности базируется на системном подходе, предполагающем наличие и соблюдение корпоративного единства правил закупок с определением полномочий и ответственности работников, обеспечивающих проведение закупки. Для заказчика это подразумевает наличие:

  • регламентирующей среды;
  • установленной организационной структуры управления закупками и их контроля;
  • подготовленных кадров для проведения закупок;
  • налаженной инфраструктуры закупок (информационное обеспечение, средства электронной коммерции, сертификация, профессиональные консультанты и т. д.).

ПАО «РусГидро» публикует информацию о планируемых закупках товаров, работ и услуг Компании, размещает актуальные официальные публикации о закупках, содержащие наименование закупки (предмет закупки), существенные условия в конкурентной закупке и иную информацию по закупке в Единой информационной системе, а также на электронной торговой площадке. По результатам закупок публикуется информация о результатах закупки с указанием победителя закупки и ценой заявки победителя конкурентной процедуры.

Отчет по исполнению годовой комплексной программы закупок

За 2020 год итоговая стоимость проведенных закупок для нужд Группы РусГидро составила 291,0 млрд руб. без НДС, что на 18% меньше объема проведенных закупок в 2019 году. При этом общее число закупочных процедур возросло на 2,51% — до 20,4 тыс. шт. Свыше 36%Доля закупок из открытых источников снизилась по сравнению с прошлыми периодами в связи с тем, что в четвертом квартале 2020 года объявлен конкурс в электронной форме на привлечение заемных средств с плановой стоимостью закупки 38 млрд руб. без НДС, по которому итоги проведения закупки на дату подготовки Годового отчета за 2020 год еще не подведены и стоимость закупки в Годовой отчет не включена, а также в связи с проведением двух крупных закупок у взаимозависимых лиц по приобретению имущества каскада Зарамагских ГЭС и Владивостокской ТЭЦ-2 на общую сумму 48,7 млрд руб. без НДС. закупок осуществляется открытыми способами, из них 99,88% закупочных процедур осуществляются через электронную торговую площадку (далее — ЭТП). 102–9

Закупки в разбивке по способамВ связи с переходом Группы РусГидро на отчетность по закупочной деятельности без НДС данные годовых отчетов за 2018 и 2019 годы скорректированы на данные без НДС., %
Вид закупок 2018 2019 2020
Конкурентные закупки, в том числе: 51,03 52,89 36,81Доля конкурентных закупок снизилась по сравнению с прошлыми периодами в связи с тем, что в четвертом квартале 2020 года объявлен конкурс в электронной форме на привлечение заемных средств с плановой стоимостью закупки 38 млрд руб. без НДС, по которому итоги проведения закупки на дату подготовки Годового отчета за 2020 год еще не подведены и стоимость закупки в Годовой отчет не включена, а также в связи с проведением двух крупных закупок у взаимозависимых лиц по приобретению имущества каскада Зарамагских ГЭС и Владивостокской ТЭЦ-2 на общую сумму 48,7 млрд руб. без НДС.
на электронной торговой площадке (ЭТП) 99,50 99,55 99,88
Неконкурентные закупки, в том числе: 48,84 20,38 25,66
у единственного источника 98,43 96,19 95,09
Закупки у взаимозависимых лиц ГруппыВ 2018 году показатель рассчитан за период с 01.11.2018 по 31.12.2018. 0,13 26,73 37,53
В закрытой форме (из ограниченного числа источников) 0,76 0,02 0,00

Основная доля закупаемых работ и услуг (в денежном выражении) приходится на закупки, связанные с выполнением ремонтных и инвестиционных программ (технического перевооружения, капитального строительства) компаний, входящих в Группу РусГидро.

В номенклатуру потребляемых товаров входит практически вся линейка продукции, традиционно закупаемая предприятиями энергетического сектора (основное (котельное и турбинное) оборудование, трансформаторы, ячейки КРУ, КТП, запорная, регулирующая, сцепная и кабельная арматура, трубопроводы, паропроводы и детали к ним, кабельно-проводниковая, электротехническая, метизная, изоляторная, теплоизоляционная и иная продукция).

Одним из наиболее ответственных и стратегически важных для Группы направлений закупочной деятельности является осуществление своевременных и эффективных конкурентных закупочных процедур топлива.

По итогам проведенных конкурентных закупочных процедур общая стоимость закупки угля всеми предприятиями Группы РусГидро в 2020 году составила 36,0 млрд руб. без НДС, что на 9% ниже, чем в 2019 году. Снижение стоимости объясняется как снижением на 2% объема закупки, так и снижением на 7% средневзвешенной цены закупки.

Крупнейшим покупателем угля в Группе РусГидро является АО «ДГК». В отчетном году его доля составила 81%Без учета закупок для нужд Приморской ГРЭС, переданной Группе СУЭК во втором полугодии 2020 года, ТЭЦ в г. Советская Гавань, пуск которой состоялся в конце третьего квартала 2020 года, и эксплуатируемых по договору концессии котельных в районе г. Советская Гавань. в стоимости закупленного угля и 89%В связи с переходом Группы РусГидро на отчетность по закупочной деятельности без НДС данные годовых отчетов за 2018 и 2019 годы скорректированы на данные без НДС. в условном тоннаже топлива. Общая стоимость закупки угля для нужд АО «ДГК» в 2020 году составила 24,2 млрд руб.В связи с переходом Группы РусГидро на отчетность по закупочной деятельности без НДС данные годовых отчетов за 2018 и 2019 годы скорректированы на данные без НДС., что на 6% ниже, чем в 2019 году, за счет снижения на 10% средневзвешенной цены по итогам закупочных процедур (благоприятная для покупателей конъюнктура рынка). При этом объем закупки угля АО «ДГК» в 2020 году увеличился примерно на 5%.

Объем закупок по направлениям деятельностиВ связи с переходом Группы РусГидро на отчетность по закупочной деятельности без НДС данные годовых отчетов за 2018 и 2019 годы скорректированы на данные без НДС.млрд руб. без НДС

Общая стоимость закупки всех нефтепродуктов для технологических нужд Группы РусГидро в 2020 году составила 10,5 млрд руб. без НДС, что на 8% ниже, чем в 2019 году. Общий объем закупки в 2020 году увеличился примерно на 11%, а средневзвешенная цена закупки снизилась на 17%. В том числе по видам нефтепродуктов:

  • общая стоимость закупки дизельного топлива составила 6,7 млрд руб. без НДС, что на 13% ниже, чем в 2019 году. Снижение стоимости объясняется как снижением на 10% объема закупки, так и снижением на 3% средневзвешенной цены закупки;
  • общая стоимость закупки мазута топочного составила 3,6 млрд руб. (без НДС), что на 5% выше, чем в 2019 году. Увеличение стоимости объясняется перераспределением топливной корзины основным потребителем Группы РусГидро — ПАО «Камчатскэнерго» (в связи со снижением добычи природного газа поставщиком ООО «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» произошло снижение поставок природного газа (с заменой его на мазут топочный). При этом средневзвешенная цена закупки уменьшилась примерно на 19%;
  • общая стоимость закупки нефти составила 0,2 млрд руб. (без НДС), что на 32% ниже, чем в 2019 году.

Стоимость поставки газа для производственных целей Группы РусГидро в 2020 году составила около 27,7 млрд руб. без НДС, что на 2% ниже, чем в 2019 году, за счет уменьшения количества потребления газа на 4% и роста цены на данный вид ресурса в среднем на 2%. Все договоры на поставку газа заключаются в результате закупочных процедур с единственным поставщиком. Более половины от всего объема потребления природного газа (62%) приходится на энергообъекты АО «ДГК», в том числе 36% объема газа обеспечивается поставщиком «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» и 64% объема газа обеспечивается консорциумом по проекту Сахалин-1.

Влияние закупочной деятельности на регионы присутствия, общество и окружающую среду РСПП

Группа РусГидро как один из крупнейших заказчиков продукции, товаров, услуг и сырья в стране, осознавая свою ответственность перед регионами присутствия, обществом и окружающей средой, внесла изменения в Единое положение о закупке продукции для нужд компаний Группы РусГидро. При закупке работ по проектированию (в том числе проведению предварительных научно-исследовательских работ) новых гидро- и теплоэнергетических объектов, их строительстве и модернизации, а также закупке основного оборудования технические и функциональные требования к закупаемой продукции и условия заключаемого договора по результатам таких закупок должны формироваться с учетом утвержденных локальных нормативных документов (актов) заказчика в области социальной ответственности и устойчивого развития в целях:

  • соблюдения экологического режима;
  • охраны объектов культурного наследия;
  • производственной безопасности и охраны труда;
  • защиты коренных народов и уязвимых групп населения;
  • контроля негативного воздействия на изменение климата и окружающую среду;
  • сохранения и восстановления биоразнообразия.

При проведении закупок способами конкурса или запроса предложений могут быть установлены соответствующие критерии оценки в области социальной ответственности и устойчивого развития.

Закупки у предприятий малого и среднего бизнеса

В Компании действует Программа партнерства между ПАО «РусГидро» и субъектами малого и среднего предпринимательстваУтверждена приказом ПАО «РусГидро» от 16.07.2014 № 568. (далее – Программа партнерства), которая сформирована в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской ФедерацииПисьмо от 01.11.2013 № 23941-ЕЕ/Д28и. (далее — Минэкономразвития России).

Программа партнерства общедоступна и опубликована в сети Интернет, там же представлен реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), который актуализируется по мере включения новых участников.

Доля закупок у субъектов МСП от совокупной годовой стоимости закупок Доля закупок у субъектов МСП рассчитывается от суммарного показателя совокупной годовой стоимости закупок компаний Группы РусГидро, на которые распространяются требования Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (за 2018 год — 39 компаний, за 2019 год — 38 компаний, за 2020 год — 36 компаний). Фактические показатели и объем закупок рассчитаны по финансированию. , %
Доля закупок только среди субъектов МСП от совокупной годовой стоимости закупок, %

Реализация проектов в области импортозамещения

В рамках реализации Программы комплексной модернизации генерирующих объектов Компания планирует наращивать объемы поставок продукции отечественных машиностроителей, что будет обеспечено в том числе за счет локализации производства отдельных видов оборудования и комплектующих на территории России.

Для реализации роста объема поставок отечественной продукции в 2020 году внесены изменения в Техническую политику Группы РусГидро в части включения требований по учету приоритетного использования отечественных решений, начиная с этапа проектирования. Актуализированы также локальные нормативные акты Общества, регламентирующие подготовку технических требований на закупку продукции в соответствии с требованиями Технической политики Группы РусГидро. Решением Совета директоров ПАО «РусГидро»Протокол Совета директоров от 02.07.2020 № 311. в целях перехода на отечественное программное обеспечение утвержден план мероприятий перехода ПАО «РусГидро» на преимущественное использование отечественного программного обеспечения на период 2019–2021 годов. Правлением Общества одобрена корректировка корпоративного плана и дорожной карты по импортозамещениюРешение Правления от 17.04.2020 № 1246пр..

Общая стоимость местных закупок (у российских поставщиков) за 2020 год по Группе РусГидро составила 291 млрд руб. без НДС, что составляет 99,997% от общего объема закупок за 2020 год.

Компания продолжает взаимодействие с Фондом развития промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг России) по реализации дорожной карты мероприятий по диверсификации предприятий ОПК в интересах топливно-энергетического комплекса в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) и Российским энергетическим агентством Министерства энергетики Российской Федерации (далее — Минэнерго России) в целях организации взаимодействия по импортозамещению с предприятиями ОПК.

В целях реализации мероприятий поэтапного замещения иностранной продукции (работ, услуг) эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукцией (работами, услугами), скорректирована дорожная карта импортозамещения с горизонтом планирования до 2025 годаРешение Правления от 17.04.2020 № 1246пр..

Фактическая доля импортного оборудования для программы ТПиР в 2020 году составила 24%, что соответствует целевому показателю дорожной карты импортозамещения.

Доля импортного оборудования, %
Структура импорта (крупные закупки) по странам и регионам в 2020 году по Группе РусГидро, %
Страны- импортеры Доля в закупках Группы, %
Австрия
70,88
США
9,98
Китай
7,66
Германия
6,80
Швейцария
2,44
Япония
2,24

Планы по совершенствованию закупочной деятельности

Ключевыми планами по развитию закупочной деятельности Группы РусГидро на 2021 год являются:

  • оптимизация процессов закупочной деятельности;
  • разработка и внедрение дистанционной системы обучения работников Группы РусГидро, вовлеченных в процессы закупочной деятельности;
  • развитие автоматизации закупочной деятельности в Группе, включая разработку автоматизированной системы аналитической отчетности;
  • развитие системы нормативно-справочной информации;
  • развитие механизмов категорийного управления закупочной деятельностью Группы.